Шпаргалка: Культурология

Современные культурологические концепции 1. Эволюционистская концепция культуры 3. Функционалистская концепция культуры В настоящее время принято выделять следующие основные теоретические направления или парадигмы культуры: Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни различных народов и осуществлена первая систематизация и осмысление этих знаний. Научное эволюционистское объяснение опиралось на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе. Для эволюционистского объяснения были характерны: Эволюционизм в культурологии представляет развитие культуры как процесс перехода от менее сложных культурных форм к более сложным, как переход от однообразности примитивных культур к разнообразию современного культурного мира, как наращивания приспособительных механизмов человека к природе.

Семинары по культурологии - файл 2.

В ней есть внешние сферы, которыми она соприкасается с социальной и природной реальностью. И есть сферы более глубокие: А есть еще ценностное ядро культуры. Ядро культуры - это своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития:

Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. XX век войдет в историю человечества, как век страха.

В книге используются научные разработки автора, касающиеся разнообразных аспектов изучения культур в культурной, социальной, психологической антропологии. Во введении анализируются теоретические проблемы, такие, как определение понятия"культура", ее соотношение с конкретно-исторической действительностью, дается характеристика двух важнейших типов культур: Показывается качественное своеобразие культуры через особый вид деятельности социальная , присущий только общностям людей.

В первом разделе исследуются различные теории культур, подходы к изучению явлений, элементов культуры эволюционизм, диффузионизм, биологизм, психоанализ, психологическое направление, функционализм , возникшие в - середине в. Автор стремился показать как можно шире диапазон различных вариантов исследования культур, представить панораму взглядов, точек зрения на сущность культурологии. К этому разделу тесно примыкает второй раздел, повествующий о целостных концепциях культуры А.

Херсковиц , отражающих тенденции культурно-антропологической традиции. Третий раздел посвящен исследованию взаимодействия культуры и личности. Это является новым для подобных курсов, но автор считает, что такое исследование должно стать неотъемлемой частью культурологии. Данный раздел включает в себя изучение того, как мыслит, познает мир, действует и чувствует личность в условиях различных культур.

Существенная роль в анализе этих процессов отводится детству как особому феномену культуры.

Эволюцинистская парадигма Анализ работ по культурологии позволяет выделить следующие основные теоретические направления, или концепции: Говоря о концепциях, или парадигмах культурологии, я имею в виду прежде всего в большей или меньшей степени осознанные отрефлектированные теоретические и методологические представления, которые разделяют и используют представители данных направлений.

Конкретное культурологическое исследование может при своем построении опираться на несколько парадигм. Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся прежде всего в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни разных народов и осуществлены первая систематизация и осмысление этих знаний.

Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о.

Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. В искусстве Ницше различает два начала: Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма. Сущностной характеристикой обоих начал является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка.

Человек же в концепции Ф. Подчинение Диониса Аполлону рождает трагедию не только как вид искусства, но и как состояние человека, у которого творчески импульсивное, образно-художественное начало подавляется понятийным рационально-критическим анализом; задача же современного искусства - восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

Позднее в его творчестве получает яркое выражение элитарная концепция культуры. Философ обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям. Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента, и жизнь начинает истолковываться им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти - сверхчеловека.

В подлинном же смысле сверхчеловек - это идеал, к которому должно стремиться человечество. Сверхчеловек занимает в системе Ницше место Бога. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Эта идея позднее получила в философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ф.

ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена.

Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре.

проблемам культурологии как науки, теории и истории культуры. использовании сексуальности, страхов, манипуляции, уводе человека в.

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры — постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в ее уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности. Зачастую катастрофы, постигшие человечество в столетии, - результаты деятельности самого человека, в том числе и направленной на защиту людей от угроз окружающего мира, и на повышение комфортности жизни.

Мощнейший характер приобретает манипуляция страхами. Ключевую роль в этом процессе играют средства массовой информации.

Психологические концепции культуры

Культура и религия в философии З. Культура и религия в философии Фрейда 1. Роль культуры в развитии социальных отношений По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. Фрейд назвал их"культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.

Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культу- рами, их . лимая ранее стена отчуждения, страха и недоверия наконец- то рухнула. .. В концепции Гердера, продуманной и цельной, не ощущается не -.

Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией. Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература.

Поэтому и размышления писателя об искусстве, культуре в конечном счете всегда связаны с общенациональными проблемами. Позже начало ХХ в. Это влияние выразилось в эстетическом гуманизме Карамзина и Жуковского. Огромную роль в русской культуре в. Из опыта деятельности масонских лож они вынесли уважение и принципы самопознания, самосовершенствования и самопожертвования.

Основные направления, школы и концепции в культурологии

Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э.

В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение. Этот теоретический принцип был применен З. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство вхождение в культуру и становление культуры.

Цели: изучение культурологической теории Л. Уайта. Задачи: овладение . желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального.

В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Опираясь на предшествующие опыты, З.

Фрейд разработал"катартический" метод лечения неврозов, который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

В целостной форме свою культурологическую концепцию З.

Современные мировые культурологические концепции. Л.2. Что такое критика культуры