Страх Божий

СЛОВО 26 О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [1] , тот низложил вместе и пять последних [2] ; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [3]. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Окаянен первый; всеокаянен второй; третий же - треблажен.

Страх Божий. Изречения подвижников Православной Церкви.

О Боге и вере: Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Иное есть промысл Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным.

Лествица, или Скрижали Духовные Лествичник Иоанн. Содержание> Боязливости подвержены более неимеющие страха Божия. [ 11]. Признаки.

Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда: Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами. Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час он немного ослабевает; а во время захождения солнца окончательно смиряется. Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей.

Всеми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет. Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало-помалу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будем постниками.

О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.

таких случаях должна внимательно беречь себя и вести себя в страхе Божием но они, по слову Лествичника, очищаются и делаются правильными.

О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [87], тот низложил вместе и пять последних [88]; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [89]. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Окаянен первый; всеокаянен второй; третий же - треблажен. Целию и правилом во всех случаях, да поставляем по Богу совесть нашу, и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию уже да распростираем и паруса.

Во всех деланиях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу.

Святые отцы о страхе Божием

Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти. Другой — сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. А тот, который и без этого боязливого беспокойства из-за грехов всегда стоит в душе, этот страх чист и никогда не отойдет, потому что он некако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговеинство пред Его величием, превысшим всякого царства и силы.

Имея внутрь себя страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным.

Ктоже неимеет страха Божия, тототкрыт нападениям диавольским» (прп. Ефрем Сирин). Иоанн Лествичник. Лествица, ,1,4). «Кто боится.

Как ветры возмущают бездну, так и ярость больше всех страстей смущает ум. Стяжавший любовь расточил деньги, а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки. Первый сторицею имением или дарованиями обогатится, а последний жизнь вечную наследует. Если мы будем чисты от последних двух страстей, то не престанем творить дела милосердия на всяком месте.

Тайн, когда они искренно анафематствуют свою ересь, а соблудившего, хотя он и исповедал сей грех, и перестал делать его, принимая, отлучает на целые годы от Пречистых Тайн, как повелевают апостольские правила? Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем, часто случается и совсем противное этому.

Преподобный Иоанн Лествичник: Афоризмы

По поводу страха следует сказать, что страх бывает от следующих причин: Максим Исповедник Главы о любви, сотн. Феофан Затворник Что есть духовная жизнь…, п. Страх может быть как постоянное чувство страха человека о себе или близких через мысли-предположения или через тревожные ощущения телесный трепет , может быть во время искушений и скорбей, а может быть от действия страстей. Софроний Сахаров Старец Силуан: Ефрем Сирин Творения, ч.

Убиение души есть умерщвление словесного ума, впадением в непотребные дела (страха Божия, совести и чувства духовного.

О страхе Божием Поучение четвертое. Что хочет сказать нам чрез сие святой апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной.

И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то апостол и говорит: Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом.

Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу:

О страхе Божием и лжи

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки. Но на каждой из тридцати ступеней людей ждут испытания.

«Понятие о слезах, – говорит святой Лествичник, – по определению многих из Весьма утешительно, что всякие слезы, при посредстве страха Божия.

Моя жизнь во Христе Не предпосылаю моему изданию предисловия: Все содержащееся в нем есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от Всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы. Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства, и из этих записей многих годов составилась теперь книга. Содержание книги весьма разнообразно, как увидят читатели, если они будут. Пусть они судят о содержании моего издания предисловие св.

Иоанна Кронштадтского к прижизненному изданию. При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку.

23 - О страхе Божием (Серафим Саровский)